История портрета
Искусство портрета насчитывает уже несколько тысячелетий. Уже в Древнем Египте скульпторы создавали довольно точное подобие внешнего вида человека. Статуе придавали портретное сходство для того, чтобы после смерти человека его душа могла легко найти своего бывшего владельца. Этим же целям служили и живописные фаюмские портреты, которые были выполнены в технике энкаустике (восковая живопись).
Древняя Греция подарила нам идеализированные портреты государственных деятелей, поэтов, философов. Древний Рим на первый план в портрете поставил правдивость и точность характеристики.
Наивысшего расцвета портретный жанр достиг в период Возрождения, когда главной ценностью считалась гуманистическая энергичная творческая личность.
XVIII век изменяет приоритеты и на первый план выходит камерный, противоположный парадному портрет. В XIX веке человеческая личность представлена во всей психологической сложности, поставлены оценки социальным ролям человека.
XX век – период, насыщенный самыми противоречивыми тенденциями. От яркой и реалистичной индивидуальной характеристики до экспрессивной деформации модели. Сегодня портрет - один из главенствующих жанров, благодаря искусству "нового реализма" - "видео-арт", кино. Фото.
Портрет и русское искусство
Для русского искусства начала XVIII века портретный жанр был сравнительно новым, хотя и имел предшественника в лице парсуны, особой формы портрета в XVII веке, связанной определенной условностью в трактовке человеческого лица и фигуры.
Прямое общение с развитым светским искусством Запада, которого добивался Петр I, "открывая окно в Европу", сказалось и на ускоренном развитии этого жанра. В то время портрет был необходимым особо ценным предметом убранства парадных комнат.
Жанр портрета был достаточно разнообразен. Характерным именно для XVIII века стал парадный портрет, завезенный в Россию из Европы вместе с приглашенными иностранными живописцами.
Его задача — показать величие сана и значительность модели. В России это, прежде всего, портреты императоров и императриц в полном царском одеянии, а также вельмож, близко стоявших ко двору.
В таком портрете важную роль играл фон и предметы окружающей обстановки — аксессуары. Они должны были указывать на сословное положение изображенного и его заслуги перед государством.
Помимо полной формы парадного портрета в рост были приняты его варианты: поколенный портрет с регалиями, поясной портрет в парадном одеянии, которые могли позволить себе лица и более низкого ранга.
Особенно большое распространение получил в XVIII веке камерный портрет. Камерный портрет давал живописцу большие возможности для правдивой и более глубокой характеристики моделей.
В отличие от Петровской эпохи они утверждали ценность человека как государственного деятеля и признавали его право на проявление естественных чувств. Именно в этой форме портрета широко развернулся талант А. П. Антропова, И. П. Аргунова, М. Шибанова, Ф. С. Рокотова, Д. Г. Левицкого и В. Л. Боровиковского.
В XVIII веке также широкое распространение получила портретная миниатюра. Благодаря малым размерам она была очень удобна в быту, в дороге как память о близких. Миниатюрные портреты известны в России с Петровской эпохи. Как правило, имена живописцев-миниатюристов не сохранялись. Известно, что особенно славились миниатюры В. Л. Боровиковского.
Вторая половина XVIII века - эпоха преобразований, проводимых Петром 1, дала мощный толчок к развитию культуры, искусства, живописи. Происходят обновления во всех сферах жизни русского общества. Искусство переносит перемены легко. Традиционная система иконописи сдала свои позиции. На смену ей приходит портрет.
Следует отметить важный момент в традиции советского портрета 30-х 40-х годов, определившийся философским истолкованием личности с позиций так называемого социалистического гуманизма.
Эти позиции определяли основное содержание портретных работ советсокго человека, которые формировала социлаистическая идеология и само социалистическое общество. В русской советской портретной школе есть замечательные произведения широко известные и заслуживающие признания таланта их авторов.
В пятидесятые же годы выработалась некоторая шаблонность. Семидисятые годы, особенно их вторая половина, вызвали интерес к личной жизни человека и одновременно обнаружили склонность к декоративным поискам в области портрета. Все эти черты портретного жанра заслуживают внимания, так как получили свое дальнейшее развитие в последнем десятилетии ХХ века.